Get Adobe Flash player

Система Orphus




Урок занятости 

22 октября 2010 г. 14:47:00

Каждый год во всех школах Ростовской области проходит Урок занятости. На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о занятости, о профессиях, о рынке труда.

Знаете ли вы, что такое трудовые ресурсы?

Это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и знаниями для работы. В трудоспособное население включается население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 полных лет, женщины 16-54 полных лет), а также работающие граждане моложе и старше этого возраста. В экономически активное население включаются, по методике Международной Организации труда, граждане в возрасте от 15 до 72 лет, которые работают или ищут работу и желают приступить к ней.

Знаете ли вы, что такое занятость населения?

Занятость – это деятельность человека, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, трудовой доход (заработок).

Как вы думаете, вас можно назвать занятыми людьми?

Да, занятыми считают людей, которые работают, учатся очно в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего, и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, проходят военную службу, занимаются предпринимательской деятельностью.

Каждый человек с раннего детства занимается различными видами деятельности: до школы основной деятельностью человека является игровая, в школе и в учреждениях профессионального образования – учебная, затем после обучения начинается трудовая.

Прежде чем вступить в трудовую жизнь необходимо выбрать профессию, определить свой трудовой путь.

Выбор профессии можно начать с определения того, к какому типу личности вы относитесь: «Мыслителю», «Собеседнику» или «Практику».

Для «мыслителя» характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве, он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличает малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи. О таких обычно говорят – «не от мира сего».

«Собеседник» имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов, он любит компании, умеет пошутить, над собой и другими.

«Практик» терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором. В определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, беспрекословное подчинение вышестоящим, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, «практик» будет незаменим.

Легче всего тип личности определяется при решении трех видов задач: мыслительных, коммуникативных и практических. При этом «мыслитель» предпочитает интеллектуальные задачи, для чего прочтет специальную литературу, самостоятельно продумает варианты решений. «Собеседник» тут же информацию получит в общении с другими людьми. А «практик» без размышлений и обсуждений сразу приступит к делу либо организует для его выполнения других.

«Практик» выбирает профессии, связанные с производством, руководством людьми.

«Собеседник» чаще выбирает профессии, требующие эффективного общения с людьми.

Ну а «мыслителю» по душе умственная деятельность (проектирование, конструирование, научно-исследовательская работа).

Следующим шагом может быть выбор профессии.

Как вы думаете, что такое профессия и когда возникли первые профессии?

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

По мере развития общества возникли рыночные отношения между людьми, и появилась специализация людей по видам труда. Люди обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии. Теперь мы с уверенностью можем сказать что профессия – это не любая, а социально-необходимая и ограниченная вследствие общественного разделения труда область приложения сил и здоровья человека, которая позволяет ему приобретать необходимые средства к существованию и развитию.

Имейте в виду, что, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство названий новых профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Психологи сформулировали три главных требования, согласно которым выбранная профессия должна:

быть интересной;

соответствовать собственным возможностям;

удовлетворять рынку труда (можно трудоустроиться, найти работу).

Один из самых существенных мотивов, по которому люди выбирают себе профессию, это интерес к её содержанию. Если человеку нравится содержание труда, то он хорошо работает, повышает свою квалификацию, завоевывает авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывает.

Другой важный компонент, который необходимо учитывать в процессе профессионального выбора – это пригодность человека к профессии. Ведь профессия предъявляет к человеку определенные требования. Это требования к его состоянию здоровья, профессиональной квалификации и профессиональным способностям их называют профессионально важными качествами (ПВК). В том случае, если имеющийся у человека уровень развития ПВК соответствует/ не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о его профессиональной пригодности/ непригодности к этой профессии.

Пытаясь найти ответ на вопрос, почему же молодые люди так мало задумываются о том, чтобы выбранная профессия позволяла найти работу по специальности, мы пришли к выводу, что молодежь не всегда понимает, как устроен и как работает рынок труда, каков спрос на профессии.

Кто знает, что такое рынок труда?

Рынок труда – это «работники», «работодатели» и взаимоотношения между ними. «Работник» – это человек, обладающий соответствующей профессиональной квалификацией, возможностями, способностями и желанием трудиться и «продающий» свой труд (трудовую деятельность) работодателю за соответствующее вознаграждение. «Работодатель» – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делает это. Совокупность отношений (взаимоотношений) между работником и работодателем представляет собой третий компонент на рынке труда.

Работники создают предложение, а работодатели спрос.

Как можно понять выражение: «Спрос на рынке труда превышает предложение»?

Когда молодой человек выбирает себе профессию то, к сожалению, не всегда задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом, легко ли будет найти себе работу по этой специальности. А потом оказывается, что окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, так ни дня и не проработав по этой специальности.

Гарантировать трудоустройство может спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей и хорошая подготовка, знания, умения, навыки работников.

Молодежь считает, что получение высшего образования – необходимое условие достижения определенного социального статуса и более высокого материального положения. Но этого можно добиться и другим путем. Свой трудовой путь можно начинать с получения профессии, пользующейся спросом на рынке труда

В настоящее время пользуются спросом профессии и специальности в сферах: обрабатывающего производства, торговли, строительства, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, транспорта и связи, здравоохранения, а также малого предпринимательства

Как правильно выбрать профессию?

Во-первых,  важно разобраться в своих интересах, склонностях и способностях, иными словами, определить для себя «Чего же я хочу?»;

во-вторых, узнать, а какие же профессии существуют вообще в мире, где можно обучиться этим профессиям;

в-третьих, узнать, а какие требования предъявляет профессия к человеку, к состоянию его здоровья, к физиологическим и психологическим качествам, иными словами, ответить на вопрос «А смогу ли я?»;

в-четвертых, необходимо знание того, какие профессии нужны городу, области, стране. Есть потребность в таких специалистах или нет, каковы перспективы развития отрасли и т.д.

Вот на перекрестке трех этих направлений, в треугольнике «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» и происходит выбор профессии, у каждого свой.

Также необходимы общение с опытными людьми (специалистами, родителями, возможно знакомыми), их помощь. Поговорите с ними!

Полезен свой опыт: опыт собственной работы, занятия в профилирующих кружках и школах по избранной специальности, экскурсии на предприятия и профессиональные учебные заведения. Приобретайте его!

И изучение источников информации – газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет. Получайте информацию!

Государственная служба занятости населения представляет собой эффективно работающую структуру, которая призвана реально помочь тем, кто остался без работы.

Любой человек может обратиться в подразделения службы занятости – центры занятости населения, имеющиеся во всех городах и районах области. Прежде всего, вы должны знать, что это государственные учреждения, многочисленные услуги которые предоставляются  ими – бесплатны.

А чем же вам поможет центр занятости?

Одной из основных задач службы занятости является профориентационная работа с молодежью, испытывающей сложности выбора будущей профессии, вида обучения, учебного заведения. Специалисты центра занятости проводят консультирование старшеклассников и выпускников общеобразовательных школ, учащихся и выпускников лицеев, ПУ, колледжей, техникумов, ВУЗов, учителей, родителей, молодых специалистов в период адаптации на первой работе, а также имеющих работу, но желающих сменить вид деятельности.

Кроме того, учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ могут при содействии центра занятости временно трудоустроиться в свободное от учебы время».